Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. д.63
(812) 234-24-33, 944-07-15
Программа раннего развития Программа основного курса Программа подготовки к школе Дополнительные занятия в творческих студиях Наши выпускники

Новости

24.05.2018
В 2018-19 учебном году в студии "Живулечка" будет организована группа с углубленным изучением английского языка. Набор в группу на конкурсной основе.
подробнее
все новости

Календарь событий

29.04.2015

26 апреля состоялся отчетный концерт студии дошкольного образования и эстетического воспитания «Живулечка». Он прошел в большом зале библиотеки им. А.С.Пушкина. А назвали мы его «Встреча с удивительным миром детства».


подробнее
26.12.2014
Среди множества разнообразных праздников, есть только один, который стоит особняком. Его всегда все ждут, и взрослые, и особенно дети. Новый год, сказочный, волшебный.
подробнее
все события

Три аспекта личности. (Э. Берн)

Эрику Берну принадлежит идея сложного строения личности, наличие в ее структуре трех составляющих – «частей», которые обуславливают характер общения между людьми.

Cтруктурный анализ поведения, мыслей, чувств основан на том, что каждый человек:

  1. был когда-то ребенком;
  2. имел родителей или заменявших их взрослых;
  3. способен адекватно оценивать окружающую действительность, если он здоров.

Отсюда – личность состоит из трех составляющих, которые также обозначаются как состояния Я:

  1. Родительское (Родитель), которое разделяется на: заботливое родительское состояние Я (утешает, исправляет, помогает), критическое родительское состояние Я (грозит, критикует, оценивает, приказывает).
  2. Родительское Я, состоит из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, включает проверенные стереотипы, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, принятые нами самими как собственные, тогда как на самом деле они внесены извне принятием значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

    Родитель осуществляет 2 основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая выживание человеческого рода.

  3. Взрослое (Взрослый) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.
  4. Взрослое Я способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а необычных, требующих размышлений, дающих и свободу выбора, и необходимость осознания последствий, и ответственного принятия решений.

    Взрослое Я проверяет то, что заложено в Родительском и Детском Я, сопоставляет факты, проверяя их реальностью. Взрослый управляет действиями Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

  5. Детское (Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств.На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.
  6. Детское Я отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых» впечатлений, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Детское Я выходит в личности вперед, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения вопросов: не способен преодолеть трудности и(ИЛИ) противостоять давлению другого человека.

Это состояние Я разделяется на:

  • Естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д., проявление творческого порыва).
  • Приспосабливающееся детское Я (прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.) Изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: зависимо или не по годам самостоятельно. «Нытье» или «уход в себя» это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя как причина, а приспосабливающийся ребенок – следствие.
  • Возражающее детское Я (бунтующий ребенок, непослушный, протестующий, бросающий вызов).

Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь : радость, творчество и очарование.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма. Опыт естественным образом запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Суть состояний Я не роли, а психологическая реальность. Изменения этих состояний необходимы в том случае, когда один из них нарушает здоровое равновесие.

С позиции:

  1. родителя – действуем в образе начальника, педагога, родителей, старшей сестры;
  2. взрослого – в образе соседа, случайного попутчика, специалиста – профессионала;
  3. ребенка – в образе молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.

В процессе жизни личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обуславливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.

Часто встречающаяся проблема – ослабление Взрослого Я. Действие Взрослым Я требует волевого и физического усилия.

Способы укрепления Взрослого:
научиться распознавать своего Ребенка и Родителя;
быть чутким к Ребенку в других;
давать Взрослому время на обдумывание;
выработать свою систему ценностей.

Анализ общения

Простое действие общения состоит из стимула и ответа. Стимул исходит из определенного состояния и направлено к определенному состоянию Я другого человека. Одни шаги общения ведут к оптимальному взаимодействию, другие – к конфликту.

К позитивному завершению общения ведут параллельные шаги общения (стимул и ответ не пересекаются, а дополняют друг друга – обращение Взрослого к ребенку и ответ Ребенка Взрослому, или беседа двух Родителей, или игра Детей).

К конфликтному общению ведут пересекающиеся шаги

и скрытые шаги общения – смысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением.

Так, за внешне безобидным содержанием, скрывается очень обидный подтекст. Такое общение требует одновременного участия более двух состояний Я каждого участника взаимодействия.

Э. Берн

Комментарии


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Представьтесь пожалуйста:





Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться. Это не займет много времени.

Если при авторизации возникли проблемы, проверьте раскладку клавиатуры, не нажата ли клавиша «Caps Lock» и попробуйте ввести логин и пароль еще раз.
Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.