Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. д.63
(812) 234-24-33, 944-07-15
Программа Мама и малыш Программа раннего развития Программа основного курса Программа подготовки к школе Дополнительные занятия в творческих студиях Наши выпускники

Новости

16.01.2018
Выпускница нашей студии 2017 года Агния Соловьева приняла участие в шоу детских талантов Первого канала "Лучше всех". Агния победила в номинации "Классическая хореография".
подробнее
все новости

Календарь событий

29.04.2015

26 апреля состоялся отчетный концерт студии дошкольного образования и эстетического воспитания «Живулечка». Он прошел в большом зале библиотеки им. А.С.Пушкина. А назвали мы его «Встреча с удивительным миром детства».


подробнее
26.12.2014
Среди множества разнообразных праздников, есть только один, который стоит особняком. Его всегда все ждут, и взрослые, и особенно дети. Новый год, сказочный, волшебный.
подробнее
все события

Творчество и игра детей дошкольников

Творчество детей существенно отличается от творчества взрослых. Поведению ребенка свойственна спонтанность, непринужденность, непосредственность. Творчество протекает как игра, поэтому дети не бывают заинтересованы в результатах, никогда не переделывают свои рисунки, не исправляют свои первые стихи. Вместе с тем в игре ребенка, как в фокусе, собраны все творчестве потенции личности, часть из которых разовьется в дальнейшем, а часть останется нереализованной, скрытой от других, а часто и от самого себя. Соучастие и сопереживание, очень часто проявляющиеся в игре ребенка, показатель игровой природы искусства. Игра как никакой другой вид деятельности развивает творческие способности. Во-первых, потому, что игра, как и творчество, основана на интересе, т.е. всегда эмоциональна. Игра есть проявление высокой активности, в игре происходит эмоциональное преобразование живой и неживой природы в воображаемую действительность, во вторую реальность. Наконец, только в игре, как и в творчестве, столь же велика роль неосознанных процессов. В игре и во взрослом творчестве воображение играет ведущую роль. В статье, посвященной особенностям воображения в детском возрасте, Л.С. Выготский обращал внимание на то, что в детстве воображение в своем развитии опережает интеллект. Для ребенка необходим эмоциональный отклик на переполняющие его впечатления жизни, и в работе воображения он находит им выражение.

 Есть существенное различие между детским и взрослым творчеством, между детским и взрослым воображением. Во-первых, ребенок не стремится к результату, а получает удовольствие от самого процесса игры, переживая в игре волнующие его впечатления. Во-вторых, хотя детское воображение работает бурно, оно управляется только непроизвольным вниманием. Ребенка нельзя заставить играть, однако игра захватывает его целиком и таким образом развивает произвольное внимание. В этом смысле, игра не может сравниться ни с каким другим занятием, кроме чтения.

Развитие мышления начинается с проявлений наглядно-действенного мышления, манипуляций предметами, с первых целенаправленных действий. Методом «проб и ошибок» малыш находит способы действия. К 2-3 годам манипуляции перейдут в предметные игры. В первом периоде жизни главное, чтобы игрушка была яркой, чтобы с ней можно было производить какие-то действия. В период предметных игр игрушка уже становится содержательной. Куклу можно кормить и укладывать спать. Особенно в этом возрасте важна мягкая игрушка. Ребенок воспринимает мягкую игрушку как себе подобного, любит с игрушкой спать, покровительствует ей. Начинает развиваться сопереживание, идет эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Кукла или мягкая игрушка служит заместителем друга (вспомните рассказ Драгунского «Друг детства»). Так развиваются положительные эмоции: сочувствие, радость, нежность. С характерной куклой ребенок может проиграть свой собственный опыт и различные проблемные ситуации общения. В дошкольном возрасте дети очень любят таинственные истории, переживая в них свое отношение к таинственному миру. С другой стороны, в это время дети «консерваторы» придерживаются установленного порядка, любят повторы в песнях, стихах, могут без конца слушать одну и ту же полюбившуюся книжку.

 С 4-5 лет начинаются сюжетно-ролевые игры, сначала индивидуальные, затем коллективные. Заранее собирается материал, распределяются роли, а сюжет реализуется в игре. Большое значение в такой игре имеет импровизация, что и роднит ее с творчеством. Сами действия условны, дети верят в происходящее в игре, но никогда не теряют чувства реальности, всегда зная, что действия совершаются «понарошку». Это развивает творческую активность, способность переключения внимания, воображении, сопереживание, отождествление себя с другим – идентификацию. В коллективной игре-импровизации одни дети становятся лидерами, другие дети играют второстепенные роли.

Параллельно с играми импровизациями, где ребенок – участник действия, начинаются и режиссерские игры, где роли отданы игрушкам. С 6 лет начинаются игры, в которых формируются нормы поведения в обществе и потребность победить соперника и достичь наилучшего результата (игры типа прятки, лапта, казаки-разбойники). Не случайно многие из этих игр носят фольклорный характер. Так закладываются основы народного воспитания.

Особое место в развитии творческих способностей ребенка занимает рисунок – это тоже игра. Детский рисунок плоскостной, в нем нет объема. Персонажи и предметы выстраиваются в один ряд. Вверху изображается небо и солнце. Детские рисунки очень яркие и выразительные, и в них главное – отношение маленького художника к изображаемому. То, что производит впечатление, обычно изображается крупнее. Добрые персонажи рисуются тщательно, злые – криво и небрежно. Отношение к людям передается через размер и цвет.

Итак, в детском творчестве постепенно развиваются:

  • Ссоподчинение мотивов. Воля еще не сформирована, но есть ведущий мотив, эмоционально волнующий ребенка.
  • Целенаправленность действий, хотя успехи и неудачи сильнее, чем у взрослого влияют на мотивацию.
  • Соподчинение целей, связь между близкими и отдаленными целями (например, ребенок начинает готовить подарки заранее к какому-то празднику).
  • Словесное управление действиями. Играя и рисуя, ребенок проговаривает вслух содержание.
  • Произвольное внимание.
  • Постепенное управление поведением.
  • Общение, которое в игре носит творческий характер. Общение обеспечивает планирование игры, ее осуществление и контроль за соблюдением правил.

Творческий ребенок, как правило, рано начинает читать, и текст становится стимулом для работы его воображения. Такой ребенок сам выбирает себе занятия, может долго заниматься сам. Он инициативен. Наряду с хорошей концентрацией внимания и хорошим воображением такие дети обладают и хорошей памятью. Творческий ребенок эмоционален, его мимика выразительна. У него сильна потребность в самовыражении, поэтому он любит рисовать или проявляет себя в ином виде творчества. Дети творят, чтобы выразить переполняющее их впечатление, воплощают мир фантазии, поют от радости. А когда им плохо, в отличии от взрослых художников, дети плачут. Профессиональная ориентация происходит позже – в подростковом возрасте, тогда начинают формироваться и профессиональные способности.

Перепечатано по книге «Креативность: пути развития и тренинги», Н.В.Рождественская и А.В.Толшин, «Речь», СПб 2006

Комментарии


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Представьтесь пожалуйста:





Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться. Это не займет много времени.

Если при авторизации возникли проблемы, проверьте раскладку клавиатуры, не нажата ли клавиша «Caps Lock» и попробуйте ввести логин и пароль еще раз.
Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.